Немного истории: ушу и гунфу. «Старая школа». «Институт «Чань. У. И.»

chan-u-i

Немного истории

Сейчас мало кто не знает слово Шаолинь. Хотя ещё есть люди, которые не знают, что это центральный Китай, бассейн реки Хуанхэ — родина китайской цивилизации. Это место богатое историческими событиями. На обширной территории в долинах, на вершинах и склонах гор здесь разбросаны различные храмы, а также памятники культуры. Одним словом, есть на что посмотреть.

Также, наверно, многие слышали о том, что сам Храм Шаолинь известен своими боевыми искусствами, при этом из виду часто упускается то, что он является колыбелью Чань-буддизма (или дзен-буддизма). По приданиям буддийский отшельник и мастер медитации Бодхидхарма, который являлся носителем школы йогачара и прямым приемником учения Будды, явился в Китай из Индии следуя наставлениям своего Мастера. Если верить историческим записям, то боевыми искусствами в окрестностях ещё молодого тогда монастыря занимались многие, такова была и остаётся культура Поднебесной. Так вот, Бодхидхарма тоже владел воинским мастерством, однако известен стал благодаря девятилетней практике медитации в пещере недалеко на горе близ монастыря. Так принято считать. С тех пор он считается первым патриархом Чань (Дзен). Он оставил своё учение последователям и передал некоторый набор практик, которые впоследствии постоянно подпитывались приходящими в монастырь мастерами боевых искусств.

Воинское начало и Чань (Дзен) образуют целое

В чём же суть? Почему боевая практика так полезна при занятиях медитацией и наоборот? Если верить мастерам и нашей весьма скромной практике, то причин несколько. С одной стороны, расслабленный ум даёт расслабленное и свободное тело. Дыхание, которое по мере продвижения в занятиях практикой Покоя опускается в самый низ живота даёт расслабленный верх тела, ясную голову и сильный позвоночник.

С другой стороны, мягкие физические упражнения устраняют сонливость, наполняют внутренние органы энергией и способствуют ясности Духа и сосредоточенности. В этом разделе много правил, которые мы рассмотрим позже.

С третьей стороны, боевая практика является проверкой качества медитации. Ведь на этом пути легко потеряться и стать жертвой иллюзорных состояний. Поэтому поединок проверяет спонтанную реакцию на непредвиденные и недружественные обстоятельства. Если реакция бойца адекватна т.е. не обусловлена ментальными блоками, то мастерство адепта считалось истинным — живым.

«Старая школа». «Институт «Чань. У. И.»

shaolin-freski

Многообразие ушу велико. На просторах Китая можно встретить различные виды гунфу (кунг-фу) от самых привычных до весьма экзотических. Здесь мы не будем заниматься классификацией, чтобы не утомлять читателя. Скажем лишь, что сам термин ушу переводится как «военное искусство» и издревле включал в себя очень многое, в том числе, тактику и стратегию ведения войны. Интересующиеся могут почитать «Искусство Войны» легендарного полководца Сунь Цзы. Популярным термин ушу стал в середине 50-х годов, когда в Поднебесной создавались спорткомитеты и многие традиционные виды боевых и духовных практик под страхом смерти делались достоянием масс, в результате чего возник стереотип двигательной пластики ушу. Наверняка услышав «ушу» большинство людей представят себе подтянутого и крепкого атлета с хорошей растяжкой выполняющего акробатические трюки стиле китайских боевиков. По этой причине люди традиционных взглядов к термину «ушу» относятся неоднозначно, используя более близкий для себя термин «гунфу» (благородный человек, который совершенствуется). Согласитесь, есть разница.

Что касается Шаолиня, то тут и правда ушу очень распространено и каждый владеющий этим видом считает своим долгом заявить о принадлежности к традиционному и старому направлению. Мы никого не будем разоблачать и не советуем думать об ушу плохо. Однако на древних фресках Шаолиня сейчас можно разглядеть стилистику, а также характер движений и позиций, которые были приняты давным давно, когда жизнь людей была бесхитростней, проще и естественней. Вы не найдёте на фресках подтянутых людей с олимпийской выправкой. Вы не увидите прямых линий в позициях, не увидите желания практикующих произвести впечатления на своих потомков и современников. Это наследие о другом. Но о том, что сделает из человека Человека. Если вы ещё не были в тех краях, то очень советуем совершить собственное исследование в составе группы >>

В древности высокоразвитые воины изображались подчёркнуто необычно. На статуях и изображениях пытались выделить преображение человеческого существа, его энергетичность, бесстрашие и освобождённую природную силу.

Если подвести краткий итог, то нам удалось согласовать то, что мы видели на старых рисунках и в древних памятниках, посетив два места близ Шаолиня. Первое, это место под названием Сань Хуан Чжай, где расположен буддийский монастырь, монахи которого практикуют именно в искомой нами манере. Настоятель в том храме таинственный монах Ши Дэцзянь, скрывающийся от пустых встреч за стенами своей обители.  А также в «Институте «Чань.У.И.», где основателем и главой является мастер У Наньфан —   собрат Ши Дэцзяня по стилю. Нас воодушевило увиденное и после нескольких лет самостоятельных занятий в Москве с параллельным посещением в Китае учителя У Наньфана у нас появилась возможность пригласить старшего тренера Института Чань.У.И. мастера Чень Гэна. Он, с позволения Учителя, оставил свою школу, чтобы делиться знанием в Москве. Присоединяйтесь! >>