Один из ключевых принципов традиционного подхода к гунфу — естественность. Основным отражением естественности в человеческом теле является дыхание. Собственно, можно сказать, что качество ощущения жизни в прямую зависит от качества дыхания.
Наше тело создано по законам природы, живёт согласно этим законам и здравствует тоже благодаря природе. Однако существуют внешние и внутренние причины из-за которых нарушается здоровье человека. Внешние — это, например, холод, ветер, влага, жара, засуха, неправильное питание, малоподвижный образ жизни, изнуряющий труд, травмы и прочее. Внутренние — это эмоциональные и ментальные настройки, которые преграждают поток жизненной силе. Например, испуг или долгое пребывание в страхе, гнев, суета, ментальное перенапряжение и прочее. Этот аспект можно долго разбирать, поэтому двинемся дальше.
Гунфу предлагает начать с простых вещей. Устранить беспорядок в душе и в действиях. Тренировка выступает в качестве учебной ситуации, где адепт пробует делать простые вещи спокойно и не нарушая поток естественного дыхания. Таким образом тело постепенно расслабляется, а дыхание опускается вниз живота. По мере укрепления привычки действовать без использования грубой силы, запирание дыхания происходит всё реже и реже. Таким образом вы постепенно учитесь оставаться естественными, спокойными, но вполне подвижными и способными на адекватную и мгновенную реакцию. Сообразно обстоятельствам.
Приведём пример. Когда вы тренируете комплекс упражнений, то предметом тренировки может выступать неспешная наработка естественного движения без разрывов в теле, т.е. всегда имея опору в ногах и ментальных разрывов, когда скорость движения не вступает в противоречие с естественным дыханием, а также по силам вашему вниманию осмыслять совершаемое движение. Рекомендуем понаблюдать за китайцами или мастерами родственных школ гунфу, которые тренируются для себя, а не на видеокамеру. Как говорят в Одессе: «Две большие разницы». В любом случае неспешное выполнение упражнений с правильными настройками позволяет определить низ живота как центр в котором зарождается движение — а это уже кое-что :).
Стоит отдельно сказать, что покой, который служит скорлупой или панцирем, которые человек не желает покидать желая оставаться в зоне своего комфорта, являются неверным результатом. Правильный покой не должен зависеть от внешних обстоятельств. Поэтому говорят: «Радость во время радости, не есть истинная радость. Спокойствие во время спокойствия, не есть истинное спокойствие.» Во много поэтому именно боевое искусство выбрано, как Путь достижения духовного совершенства. Таков Шаолинь.